Бэкап (резервное копирование) сайта

Многие вебмастера оказываются недальновидными – они забывают позаботиться о защите своих проектов. Речь идет о создании бэкапа (резервного копирования данных) сайта. Не делать бэкап – грубая ошибка, за которую в будущем можно сильно поплатиться.

Бэкап (резервное копирование) сайта

Резервное копирование сайта позволяет восстановить ваш ресурс в том случае, если по каким-то причинам главная копия данных, как правило, хранящаяся на хостинге, будет повреждена. Такое бывает – хостинг-провайдер может подвести, и основное содержимое веб-ресурса будет уничтожено. Наличие сохраненных версий проекта в этом случае спасет ситуацию, вот почему так важно резервное копирование.

1. Резервное копирование сайта. Что это?

1.1 Для чего нужны бэкапы сайта

Для чего нужно резервное копирование? Ответ прост – чтобы «подстраховаться», защитив себя от потери сайта. В критических ситуациях при потере или повреждении данных веб-ресурса бэкап позволит их восстановить. Если же «запасных» копий не будет, то придется все начинать с нуля. А если сайт обладал огромной посещаемостью? Если на него было добавлено большое число контента, копии которого не сохранились? Если на развитие ресурса было потрачено много времени?

К сожалению, даже самые надежные хостинг-провайдеры не могут обеспечить надежную на 100% защиту файловой системы сайта. Как правило, хостинг-сервисы выполняют бэкапы и хранят их на отдельных серверах (отдельно от основной копии), но и это не спасает – какое-то природное явление (потоп, скачок напряжения в сети, землетрясение и т.д.) может вывести из строя всю аппаратуру хостинг-центра. Если же вы будете хранить резервные данные на своем компьютере (или где-то еще), то риск потери сайта значительно снизится.

1.2 Виды бэкапов

Резервное копирование веб-ресурса подразумевает сохранение всей информации, из которой он состоит, всего его содержимого. Сюда входит и внутренняя перелинковка страниц, и дизайн, и навигация, и изображения, и медиа-файлы – в общем, абсолютно все.

Копирование файлов, «на которых» работает веб-ресурс, – это лишь часть дела. Сайт может использовать для своей работы и базы данных.

1. Для статических сайтов, не работающих на системах управления контентом (CMS) – движках (WordPress, Drupal, Joomla и т.д.) – или использующих «специальные» CMS, действительно достаточно лишь скопировать все файлы и папки.

2. Для тех ресурсов, что работают на CMS, использующих базы данных (как, например, Вордпресс), процесс сохранения резервных копий усложняется. В этом случае он разбивается на два этапа:

  • сохранение файловой системы сайта (всех папок и файлов, необходимых для работы сайта);
  • резервное копирование базы данных, используемой CMS для ее корректной работы.

 

Также отдельные CMS позволяют создавать бэкапы определенных данных (записей, рубрик, меток, меню и т.д.), чтобы их можно было перенести на другой сайт, работающий на той же CMS.

 

Поэтому прежде чем сделать бэкап, вы должны разобраться, работает ли ваш сайт без базы данных (например, статический ресурс) или все же использует ее (например, блог на Вордпресс). Первый случай встречается реже, т.к. подобные веб-ресурсы создавать (да и управлять ими) сложнее, нежели те, что работают на CMS.

2. Копирование файловой системы сайта

Данную операцию необходимо проделать независимо от того, использует ваш портал базу данных для работы или нет. При этом помимо самого сайта копируются и вспомогательные данные (фавикон, логотип, файлы sitemap и robots, идентификационные текстовые документы поисковых систем и т.д.).

Скопировать файлы можно многими способами, я опишу здесь два наиболее популярных: ручное копирование данных на компьютер, копирование с помощью ftp-клиента.

Для примера будет показано, как создать бэкап сайта, работающего на хостинге TimeWeb. Но даже если ваш сайт поддерживается другим хостинг-провайдером, процедура резервного копирования будет аналогична.

2.1 Ftp-клиент

Ftp-клиент – специальная программа, помогающая оперировать файлами и папками через интернет. Работает по Ftp-протоколу (передача данных по сетям), как понятно из названия.

Первый ftp-клиент, который приходит в голову – это Total Commander, на примере которого и будет показано, как создать бэкап файлов сайта. Также среди вебмастеров популярна другая программа – filezilla – работающая по такому же принципу. Оба клиента мало чем отличаются друг от друга.

 

1. Сначала необходимо создать соединение с ftp-сервером (хостингом), на котором хранится ваш сайт. Для этого нужно нажать «Ctrl+F», после чего появится такое окно:

Создание нового соединения в Total Commander

У меня уже есть соединение (TimeWeb), а вам нужно создать свое, для чего необходимо нажать на кнопку «Добавить…» и заполнить параметры:

Заполнение полей (создание соединения)

Заполнить нужно всего 4 поля:

  • Имя соединения – любое на ваше усмотрение. Будет отображаться в первом окне соединений (у меня это, например, TimeWeb).
  • Сервер [Порт] – это ip-адрес порта, который определяется хостингом (его можно найти в личном кабинете). У меня это «THESEUS (92.53.112.202)».
  • Учетная запись – это ваш логин, который вы используете при входе в личный кабинет хостинга.
  • Пароль – соответственно пароль для вашего логина.

Кстати, хостинг-провайдеры позволяют создавать несколько ftp-аккаунтов (комбинаций логинов паролей), с помощью которых можно будет управлять вашим сайтом. Это полезно, если вы хотите открыть ограниченный доступ к сайту по ftp-протоколу «чужому» человеку.

 

2. Соединение создано, теперь можно переходить к резервному копированию сайта. Для этого нужно опять нажать «Ctrl+F» и дважды нажать на имя нужного соединения. Теперь нужно выбрать те папки, которые необходимо скопировать. Если сайт на хостинге один, то проблем не будет – достаточно просто скопировать все, что есть (чаще всего это одна папка public_html). Но если на аккаунте хостинга размещено сразу несколько сайтов, то нужно копировать только те, которые относятся к ресурсу, бэкап которого создается.

Например, у меня на аккаунте находится 4 веб-ресурса, каждый в отдельной папке. А мне нужно сделать бэкап только одного из них – того, который находится в папке «public_html».

Копирование файлов по ftp-клиенту

Выбранную папку нужно выделить (ее имя станет красным) и затем перетащить в правое окно (локальные диски вашего компьютера). Появится информационное окно с информацией об адресе загрузке (например, »  e:\*.*  «). Нажав на кнопку «ОК», вы подтвердите начало резервного копирования.

ВАЖНО! Перед тем как копировать данные сайта, целесообразно их заархивировать на хостинге, что уменьшит объем файлов и позволит скопировать их быстрее. Информация, как это сделать, дана ниже в разделе [2.2 Ручное копирование].

Копирование файлов с помощью Total Commander

Основной недостаток использования фтп-клиента Total Commander заключается в том, что копирование проходит очень медленно.

2.2 Ручное копирование

Как уже было упомянуто, «Тотал Коммандер» копирует файлы сайта слишком долго. Иногда гораздо быстрее это сделать получается, копируя файлы и папки веб-ресурса на свой компьютер вручную.

Для этого необходимо проделать аналогичные действия, что и в первом случае.

1. Сначала нужно перейти на сайт хостинга и, введя логин и пароль, зайти в личный кабинет.

2. Теперь необходимо перейти в файловый менеджер (или в панель с аналогичным названием у вашего хостинга). Такая панель имеется на любом хостинге.

Личный кабинет у хостинг-провайдера

3. После этого вы попадете в панель управления файлами, где опять же нужно найти те папки и файлы, бэкап которых нужно сделать. В моем случае это опять же «public_html».

Выбор необходимой папки

4. Прежде чем копировать файлы, их целесообразно заархивировать. Делается это с помощью функций хостинг-провайдера. ТаймВеб предлагает очень удобный вариант – заархивировать файлы и сразу же скачать их. Если ваш хостинг это не поддерживает, тогда вам нужно будет сначала заархивировать папки, затем выбрать появившийся архив и скачать его на компьютер.

Бэкап вручную, архивация и копирование

3. Копирование базы данных

Почти всегда для сайтов, работающих на движках (CMS), помимо бэкапа файловой структуры ресурса необходимо создавать резервную копию базы данных.

База данных – это таблица, содержащая адреса различных файлов (картинок, медиафайлов, обычного текста и т.д.), необходимых для работы сайта.

База данных позволяет упорядочить информацию, чтобы при необходимости к ней можно было быстро обратиться. Это актуально, если ваш сайт состоит из огромного числа страниц, содержащих кучу картинок и видео. Проще говоря, база данных позволяет быстро обрабатывать файлы веб-ресурса.

Для управления базой данных используются специальные операторы – команды. Но чтобы людям было проще работать, используются системы управления базами данных (СУБД). Как задача движка Вордпресс – упростить управление сайтом, так и роль СУБД – упростить работу с базами данных. Наиболее популярной сейчас является система управления базами данных MySQL. Ее поддерживают ведущие хостинг-провайдеры, поэтому процесс создания бэкапа базы данных будет показан на ее примере.

 

Итак, первым делом необходимо зайти в личный кабинет на хостинге и перейти в панель управления базами данных.

Панель управления базами данных

Теперь с помощью удобного инструмента «phpMyAdmin» можно редактировать информацию в базах данных.

Вход в phpmyadmin

Инструмент «phpMyAdmin» позволяет производить различные действия над базами данных, в частности – делать их бэкап.

Сначала необходимо выбрать нужную базу данных, их список находится в левой части экрана (интерфейс у вашего хостинг-провайдера может немного отличаться), а затем нажать на кнопку «Экспорт».

Экспорт базы данных

В следующем появившемся окне останется лишь нажать на кнопку «Ок» (изменять базовые настройки не нужно), после чего вы сможете скачать бэкап базы данных на свой компьютер.

 

ВАЖНО! Некоторые хостинг-провайдеры автоматически делают бэкап файлов сайта и его базы данных. В этом случае можно сразу скачать уже готовые резервные копии.

Управление BackUp

Готовые бэкапы базы данных и файлов сайта

Резервное копирование данных сайта следует делать как можно чаще, ведь всегда есть риск за считанные секунды потерять веб-ресурс. Обезопасит вас от этого лишь периодическое создание бэкапов файлов и баз данных.

Ваш комментарий

  1. надо бы написать поподробнее: как экспортировать все файлы, куда они сохраняются, как залить эту базу мускл (бэкапенную) на новый хостинг и куда пихать.

    • Получится очень нудная, перегруженная техническими терминами статья. Таких уже полно. Решил не акцентировать на этом внимание.
      Кроме того, статья посвящена не переносу сайта на новый хостинг, а только бэкапу — сохранению данных сайта на свой компьютер.

  2. Спасибо за интересные статьи. Зашла по другой теме, но читаю уже не первую взахлеб :)

    По теме: как часто Вы посоветовали бы делать бэкап интернет-магазину? Во время бэкапа идет ли лишняя нагрузка на сервер? Сказывается ли это на производительности сайта? (извиняюсь за возможно глупые вопросы, но я в этом совсем новичок).

    • Пожалуйста.
      Бэкап любого сайта желательно делать как можно чаще. Я, например, делаю бэкап сайтов раз в месяц, что считаю крайне редким (лучше делать раз в неделю). Но все зависит от обновляемости вашего сайта. Если у вас появляется по 10 статей в день, то бэкап можно делать и каждый день, а если 1 статья в месяц — то хватит и полугодовалого бэкапа.
      Дополнительная нагрузка на сервер при этом создается, но как правило, не значительная. Производительность сайта не должна страдать.

  3. Пару недель назад столкнулся с этой проблемой, переустанавливал винду и копия с компа слетела, а потом еще и не тот файл удалил через тотал, что сайт вообще перестал отображаться. Написал в поддержку на свой хостинг и они мне восстановили. У них хранятся копии за последние числа, так что вот вам как вариант.

  4. Хорошо, когда хостер заботиться о бэкапах вместе с тобой. Особенно для таких новоиспеченных «сайтовладельцев», как я:-) Нет-нет, да и приходится воспользоваться сохраненными файлами и базами — в любом случае, никому не помешает

  5. Спасибо за статью и полезную информацию!
    Сам буквально час назад сделал бэкап базы данных и файлов сайта.
    Не пренебрегайте этим, делайте как можно чаще, ведь это так просто!

  6. Ой ребятки… Бэкап это так полезно!!!!! Однажды летним днем… Захожу на свой старый сайт, а его нет… Бегом на хостинг, а они мне типа » У нас чето сломалось, но мы все починили и вернули мне только файловую часть сайта без SQL базы…. Я месяца 2 восстанавливала из сохраненных в индексе гугла и яши страниц свой сайт…. Это был АД!!! Делайте бэкапы!!! Огромное спасибо за статью!!!!!!!

  7. Сейчас появился скрипт autobackupmaster — избавляет от многих рутинных задач при резервном копировании

  8. Большинство хостинг-провайдеров делают резервные копии всего сервера, включая ваш сайт, но понадобится время, чтобы запросить копию вашего сайта из их резервной копии, а ведь в данном случае быстрое восстановление очень важно. Вам следует изучить как делать резервные копии вашего собственного сайта и файлов и как их восстанавливать. Вот несколько методов.